Амурское Войсковое Казачье Общество  
   
Статьи
Пресса о казачестве
Казачьему роду нет переводу (20.10.2005)

     Исполнился год, как в Бикине существует кадетский казачий класс для подростков, созданный Амурским казачеством.
     Когда год назад в городе стало известно, что открывается кадетский класс, учиться в нем пришли около ста человек. Впрочем, скоро выяснилось, что большинство ребятишек привели туда мамы в надежде на то, что обучение казачьему делу позволит их чадам в дальнейшем избежать службы в армии. Но казаки, напротив, всегда готовили своих воспитанников к ратной службе во имя Отечества. Кто-то пришел просто из любопытства. Но когда выяснилось, что учеба в казачьем классе требует дисциплинированности и не имеет ничего общего с увлекательной игрой в солдатики, то и они отсеялись. Остались же, как это не странно, в основном мальчишки и девчонки из трудных, социально неблагополучных семей.
     Честно говоря, казаки и сами недоумевали сначала, почему к ним пришли именно трудные подростки, с которыми не могли справиться ни дипломированные психологи, ни педагоги в школах, ни милиционеры. Ведь никаких иных кроме знаний благ они не предлагали будущим казачатам.
     - Оказалось все просто, - говорит атаман Хабаровского казачьего войска Анатолий Бояркин, - ведь кто такие по большому счету многие трудные подростки – дети лишенные элементарных вещей – любви, внимания и уважения со стороны взрослых. Если у ребенка есть взрослый, с которым он может поделиться своими проблемами, который его выслушает и поймет, поддержит в трудную минуту, вряд ли он пойдет на улицу хулиганить.
     - А как же розги, плети и оплеухи, которые применялись, согласно отечественным фильмам, в казачьих семьях как основной аргумент воспитания?
     - Советский кинематограф много чего перевирает, - смеется Анатолий Васильевич,- на самом деле, усмирять непослушных детей при помощи тумаков в казачьих семьях, было не принято. Даже в старину нарваться на отцовскую оплеуху можно было только после восемнадцати лет. До совершеннолетия сорванцов и пальцем никто не трогал.
     Увы, миллионы российских ребятишек не только не знают, что такое родительская любовь, элементарного сочувствия со стороны взрослых никогда не видели. Можно много пенять на государство, у которого не хватает денег на то, чтобы разрешить эту проблему, и ждать, когда учителям начнут платить хорошую зарплату, открывать приличные детские дома, давать пособия. Но можно ли надеяться, что инспектор по делам несовершеннолетних, например, станет с большим вниманием относиться к проблемам трудного подростка, если его теперешняя зарплата вырастет в пять раз. Вряд ли. Ведь для того чтобы повернуться лицом к детям, нужны не хрустящие купюры, а нечто другое. Например, идея, с которой создавался кадетский класс – воспитание будущих защитников Отечества.
     Казакам, чье историческое предназначение - защита российских границ от посягательства извне, как никому сегодня близка проблема негативного отношения современных молодых людей к службе в армии. Цель преподавателей кадетского класса - воспитать будущих воинов, для которых защита Родины стала бы делом чести. Что бы что-то достойно защищать, нужно этим дорожить, ценить и уважать. Поэтому основными предметами учебной программы кадетского класса стали история России и история православия. Кроме того, подростки изучают историю казачества и воинское дело.
     Год назад найти помещение под кадетский класс и согласовать программу обучения с управлением городского образования удалось без проблем. У главы городской администрации была веская причина пойти казакам навстречу. Дело в том, что такой же, как сегодня кадетский класс существовал в Бикине еще в 1992 году. К сожалению, проучиться в нем казачата успели только два года. Из – за дефолта и неурядиц в казачьем войске его пришлось закрыть. Но практика показала, что даже за столь короткий срок казакам удалось воспитать достойных парней. Все тридцать бывших воспитанников кадетского класса не только пошли служить в армию, но и были призваны в самые элитные войска, куда, как известно абы кого не берут. Анатолий Васильевич рассказал, что просил тогда в краевом военкомате направить молодых казачат в пограничные войска, мол, на то они и казаки, чтобы границы защищать. На что получил ответ, что такие бравые парни в любом ратном деле нужны. Что любопытно, бикинские казачата не только достойно показали себя во время срочной службы, а и в дальнейшем получили образование и стали кадровыми военными.
     Кстати, в те коды руководство бикинский воинских частей довольно неплохо помогало кадетскому классу. Хоть и не за зарплаты казаки подростков уму разуму учат, а без финансовой поддержки кадетам не выжить. Взять хотя бы казачью форму. Бояркин утверждает, что уже само по себе ее ношение ко многому обязывает. Оттого и носят особого покроя гимнастерки и фуражки со знаками принадлежности к казачьим войскам дети с большой гордостью. Не только на занятия в кадетский класс ее одевают, но и в общеобразовательную школу.
     В 1992 году воинские части безвозмездно передали несколько комплектов формы, которую потом перешили в казачью. Подарили пограничники тогда казачатам и две пневматические винтовки. Сегодня же помогать кадетам даром военные не готовы. Вот и приходится казакам обходиться своими силами, благо, что среди солидных предпринимателей Хабаровского края есть люди, для которых возрождение на Руси казачества - дело чести. Например, с помощью кошевого атамана Амурского казачьего войска Владимира Крюкова, который еще и является главой одного из крупнейшего на Дальнем Востоке предприятия по сбору и переработке металлолома «Сугдак», удалось отремонтировать помещение кадетского класса, купить мебель, учебные пособия. Благодаря Владимиру Викторовичу у казачат есть форма, и, возможно, скоро удастся купить для всех воспитанников шашки.
     - Разумеется, никто подросткам не позволит ходить с ними по улицам, они будут храниться в специальном сейфе, - говорит Бояркин, - но иметь их нам просто необходимо, так как без этого обязательного атрибута посвятить воспитанников в казаки мы не можем.
     В том, чтобы кадетский класс существовал, есть у Крюкова еще и личная заинтересованность. Так случилось, что его зятем стал именно бывший воспитанник казачьего класса 90-х годов, ныне офицер одной из пограничных бикинских частей. В его семье подрастает внук Владимира Викторовича, которому еще только семь лет, но подаренную ему дедом казачью форму он носит с особой гордостью.
     Понятно, что найти средства и одеть подростка в форму, показать, как разбирается и собирается автомат, и рассказать ему о ратных подвигах казачества еще полдела. Казака нужно кропотливо и каждодневно воспитывать. Занятия в кадетском классе проходит три раза в неделю. Но это не означает, что все остальное время казачата предоставлены сами себе.
     За каждой общеобразовательной школой, где учатся кадеты, закреплен казак, в чьи обязанности входит посещать школьные собрания, беседовать с педагогами, помочь подростку подтянуть знания по предметам из школьной программы. Захаживают наставники и в семьи подростков с тем, чтобы выяснить, в каких условиях живут их подопечные и не нужна ли какая помощь. Словом, по большому счету делают еще и то, что должны были бы делать для своих детей их нерадивые родители.
     Вряд ли четыре девчонки, которые учатся сегодня в кадетском классе, выберут в будущем военные профессии. Не форма и не возможность «поиграть» оружием привлекает сюда детей, а уважение и внимание со стороны взрослых, которого раньше они были лишены. А вот мальчишки уже через несколько месяцев обучения в отличие от сотен своих сверстников не мыслят своего будущего без службы в армии. Практика показала, что казачата во время срочной службы не бегают в самоволки, не нарушают воинской дисциплины. Напротив, своим примером они невольно заставляют сослуживцев прилежно постигать ратное дело. В данном аспекте возрождение казачества и вовсе приобретает значение задачи государственной важности. Ведь сколько бы сил не предпринимало наше правительство для пропаганды среди молодежи армейской службы, удается воспитывать будущих защитников Отечества пока только казакам.
     - Есть у нас заветная мечта, - говорит кошевой атаман Владимир Крюков, - создать в крае кадетский казачий корпус для подростков. Обучение в нем будет построено по типу профессиональных училищ, где помимо изучения ратного дела, истории и православия мальчишки смогут получить и рабочие специальности. Ведь исторически казаки не только воинами были, но крепкими хозяйственниками, без которых, как и без достойных офицеров, былую славу земле русской не вернуть.

Оксана Омельчук.
История казачества
Пресса о казачестве
Разные статьи и документы
   
© Амурское Войсковое Казачье Общество, www.a-k-v.ru, 2006-2010