Амурское Войсковое Казачье Общество  
   
Статьи
Пресса о казачестве
Путь, по которому необходимо следовать казачеству.Развитие Дальнего Востока.


   Отсутствие сегодня реальной государственной политики социально-экономического развития регионов привело к тому, что они вынуждены взять на себя эти функции и принимать решения по территориальному развитию самостоятельно. Повсеместно заметно стихийное формирование системы регионального управления, со всеми недостатками, присущими «тому процессу. Поэтому реакцией регионов на общеэкономическую политику России стало усиление деэинтеграционных процессов в экономике в целом.
   Предыдущее развитие региона привело к тому, что локальное развитие субъектов регионов сложилось исторически. Слабость внутрирегиональных интеграционных процессов была запрограммирована прошлыми финансовыми и административными мерами поддержки Дальнего Востока. Главным образом за счет монопродуктовой специализации субрегиональных экономик. Степень зависимости территориальных хозяйственных систем от поставок из других областей страны являлась очень сильной.
   Несмотря на имеющиеся Программы развития Дальнего Востока, в регионе многие аналитики выделяют продолжение негативных процессов, которые вызваны действием как экономических, так и общественно-политических тенденций в развитии Дальнего Востока и России в целом:

  • - идет дальнейшее ослабление внутрирегиональных связей, так как в переходный период сектора, обеспечивающие внутрирегиональные связи, оказались в наиболее тяжелом положении;
  • - волна территориальной суверенизации вступает в противоречие с декларируемой идеей равенства административно-территориальных образований как полноправных субъектов России;
  • - очень негативную роль играет закрепление за отдельными регионами дополнительной компетенции, льгот и прочих исключений из общих правил, законодательно установленных для всех регионов России.
   Как один из способов интеграции территорий Дальнего Востока предлагаете использование внешнеэкономической деятельности. Но регионы значительно различаются по своим потенциальным возможностям.
   Моноотраслевые сырьевые регионы, такие, как Камчатка и Сахалин, специализирующиеся на добыче и переработке рыбы и морепродуктов, имеют большие возможности выхода на внешний рынок (что сейчас и происходит, но реальный эффект от этого очень низкий, так как полученная валюта утекает в неизвестные «закрома»). Страны АТР, и особенно Япония, предъявляют большой спрос на рыбу и морепродукты. Несмотря на это, высокая скорость оборота и относительно небольшая капиталоемкость таких проектов привлекает инвесторов и может служить осно¬вой для разработки программ экономического развития (здесь требуется учет и прогноз динамики спроса на морепродукцию, иначе колебания конъюнктуры сведут все усилия на нет).
   ырьевые районы Хабаровского края и Амурской области, специализирующиеся на добыче лесных ресурсов, также имеют хороший внешнеэкономический потенциал. Но, в силу истощенности традиционных районов добычи и технологической отсталости, отрасль требует значительных капиталовложений с большим сроком возврата вложенных средств. Что не содействует притоку капиталов. Кроме того, колебания спроса потребителей на внешнем рынке способны подорвать ценовые и структурные пропорции (что и произошло в последние два года), и отрасль начнет стагнировать, либо сокращаться в размерах.
   Перспективы ориентации на внешний рынок монопродуктовых горнодобывающих экономик Республики Саха (Якутия) и Магаданской области в значительной степени зависят от государственной политики в этой области. Хотя их положение (в части внутреннего спроса) представляется наиболее устойчивым. Но здесь есть подводный камень. Это внешние цены на энергоносители. При мировой тенденции к падению они способны сделать экономически невыгодной добычу, при одновременном увеличении эффективности импорта энергоносителей (похожая обстановка сегодня начинает складываться на Дальнем Востоке. Несмотря на все заверения и попытки Центра решить топливную проблему, возникает необходимость наладить импорт более дешевого сырья из Китая и дру¬гих стран АТР. Наши собственные энергоносители стали безумно дорогими для нас самих). Кроме того, необходимо учитывать движение к экологически чистым видам топлива во всем цивилизованном мире, исходя из цели защиты окружающей среды.
   В наиболее сложном положении находятся диверсифицированные экономики Приморского и Хабаровского краев, а также Амурской области. Потенциальным направлением их внешнеэкономической деятельности может стать транспортно-транзитная функция, однако, в связи с высокой капиталоемкостью, и низкой текущей рентабельностью, это направление малопривлекательно, как для внешнего, так и для внутреннего инвестора. Тем более что в настоящий момент мы уже почти потеряли этот важный для нас фактор внешнеэкономической привлекательности. Китай скоро запустит свою транснациональную железную дорогу, с выходом на соседние с ним страны. Что позволит ему привлечь поток, идущий через нас, на свою дорогу.Япония и тот же Китай, планируют значительное расширение сети аэропортов, с одновременным увеличением их пропускной мощности, что также способствует утрате Дальним Востоком его географическо-транспортного преимущества.
   Поэтому, несмотря на всю привлекательность решения своих проблем за счет развития локальной внешнеэкономической деятельности, последняя вряд ли может явиться «точкой роста», вокруг которой возникнут затем в дальнейшем центростремительные тенденции в дальневосточной экономике. Тем более что интеграционный импульс, порождаемый ведущими отраслями экономики Дальнего Востока, легко затухает при отсутствии инвестиционных вливаний. Нужна система интеграции финансовых ресурсов регионов, новые принципы взаимодействия науки и производства, координации и реализации программных мероприятий.
   В связи с этим автором представляются интересными следующие выводы и рекомендации:
  • - одним из основных результатов радикальной экономической реформы для Дальневосточного региона является прогрессирующее замыкание воспроизводственного процесса в узких рамках внутрирегионального рынка, размеры которого постоянно сокращаются;
  • - нарастает ценовая неконкурентоспособность продукции и услуг дальневосточного происхождения на внутреннем рынке России и СНГ, в основном из-за повышенных и никак не компенсирующихся затрат на продукцию и услуги энергетики и транспорта и региональных добавок к заработной плате;
  • - отсутствие четкой и перспективной государственной политики в области структурной перестройки промышленности, особенно оборонной (составляющей более половины промышленного потенциала Дальнего Востока), препятствует улучшению инвестиционного климата и эффективному перераспределению экономических ресурсов в рентабельные сектора экономики;
  • - богатый природно-ресурсный потенциал региона используется с низкой эффективностью, в связи с отсутствием ориентированной на долгосрочную перспективу концепции использования сравнительных преимуществ региона в области природных ресурсов на основе эффективного технологического обмена в сырьевых секторах и кардинального роста их производительности;
  • - человеческий и трудовой потенциал Дальнего Востока оказались невостребованными в современной ситуации, хотя на их создание были затрачены огромные средства и усилия; население региона сокращается, высок уровень безработицы, особенно в северных районах, городах и поселках с высокой концентрацией оборонной промышленности, в малых поселениях, в местах проживания коренных малочисленных народов;
  • - эффективность производства и инвестиций в регионе остается низкой и является своеобразным барьером для привлечения в регион финансовых и материальных ресурсов, необходимых для реконструкции регионального хозяйства, оздоровления общеэкономической конъюнктуры, в то же время так и не сформирована государственная политика, основным приоритетом которой являлось бы создание в регионе режима наибольшего благоприятствования для инвесторов;
  • - наиболее критическое положение в регионе сложилось в топливно-энергетическом комплексе, влияние которого на общеэкономическую и социальную ситуацию исключительно велико: реализация проектов добычи нефти и газа сахалинского шельфа и освоения участков на шельфах других приморских и материковых территории в перспективе позволяют изменить ситуацию в экономике региона как за счет изменения структуры топливно-энергетического баланса, так и в результате усиления экспортного потенциала региона; кроме того, наращивание собственной добычи угля в регионе позволит существенно улучшить экономические показатели за счет замены дальнепривозных углей сравнительно дешевым местным топливом;
  • - в 90-е годы произошло значительное перераспределение экономического оборота региона в пользу внешней торговли, расширение экспорта компенсировало в некоторой степени резкое сокращение емкости внутреннего рынка, а впоследствии стало важнейшим стабилизатором финансового состояния субъектов региональной экономики, в то время как импорт превратился в основной метод поддержания баланса спроса и предложения на потребительском и производственном рынках региона; вместе с тем Структура экспорта несовершенна, региональным экспорт слишком уязвим со стороны краткосрочных колебаний конъюнктуры внешних сырьевых рынков, в то время как импорт слабо привязан к стратегическим задачам по проведению структурной перестройки и технологического обновления экономики региона;
  • - привлекательность Дальневосточного региона как полигона для иностранных инвестиций к настоящему времени значительно снизилась в связи с усложненностью и нестабильностью правовых и административных условий для приложения капитала, низкой рентабельностью инвестиционных проектов, жесткостью налогового законодательства, слабостью правовой защиты собственности, неразвитостью системы страхования инвестиционных рисков и пр.;
  • - Федеральная программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2005 года, в условиях крайне ограниченной государственной финансовой поддержки и слабой проработанности институционального аспекта и механизмов регулирования и внебюджетного финансирования регионального развития, не выполняет роли «пускового механизма» для экономического возрождения региона, оставшийся горизонт программы (7 лет) недостаточен для разворачивания масштабных инвестиционных проектов на основе стратегического изменения механизма регулирования процесса регионального развития на государственном уровне и уровне субъектов Федерации;
  • - в XXI веке геополитическое значение Дальнего Востока как контактной зоны России с Тихоокеанским регионом мира значительно возрастет. Существенно увеличится сложность и количество политических и экономических проблем в странах этого региона. Причем это увеличение будет теснейшим образом связано с экономическим ростом и технологическим развитием этого региона мира, с ростом уровня доходов населения наиболее динамично развивающихся стран. В этих условиях прозябание российских дальневосточных территорий будет означать фактическое исключение России из «тихоокеанского клуба», потерю страной стратегических перспектив восстановления своего статуса великой державы.
   Проанализировав, таким образом, нынешнее положение Дальнего Востока России, автор предлагает следующие основные принципы долгосрочного развития данного региона:
  • - адаптация региона к международной институциональной, экономической и технологической системам в АТР и реализация на этой основе стратегии формирования новых торговых ниш на сырьевых рынках Тихого океана наряду с более широким привлечением инвестиции в создание мобильных высокотехнологичных венчурных производств на основе технологий ВПК, новейших достижений в других областях науки и техники;
  • - создание на территории Дальнего Востока производственных оффшорных зон в местах концентрации эффективных природных и производственных ресурсов, которые могут составить основу экспортного производства;
  • - введение для Дальнего Востока специальных условий (налоговых, таможенных, финансовых, правовых, административных), способствующих всемерному стимулированию экспортного производства.
  • - введение упрощенного режиме международной миграции людей, в том числе гибкого регулирования трудовой миграции;
  • - введение концессионного права при условии эффективного контроля и регулирования концессионной деятельности;
  • - активация мероприятий по созданию на Дальнем Востоке режима открытой смешанной экономики.

В.В.КРЮКОВ,
Кандидат социологических наук


История казачества
Пресса о казачестве
Разные статьи и документы
   
© Амурское Восковое Казачье Общество, www.a-k-v.ru, 2010